Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 06.05.2024, 22:54
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Категории раздела

Статистика

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта

Главная » 2008 » Март » 24 » Черное будущее угля Украины
Черное будущее угля Украины
14:49
Черное будущее черного золота. Нужны ли новые шахты стране? Одно из условий вступления Украины в ВТО — минимизация господдержки угольной промышленности. Но шахт, которые смогут самостоятельно наращивать производственную мощность, не так много. Более того, эксперты говорят, что большинство угледобывающих предприятий закроются без дотаций на техническое перевооружение и покрытие затрат по себестоимости добытого угля.
Недавно министр угольной промышленности Виктор Полтавец, отметив, что «с каждым годом в Украине добывают все меньше угля», сделал два заявления. Первое — о необходимости приватизации государственных шахт. Второе — о намерении в текущем году ликвидировать 14 шахт.
Идеи не новы. Но в нынешних экономических реалиях нужно искать ответы на вопрос не столько о путях возрождения углепрома, сколько о том, как выжить угольщикам? Мы попытались найти альтернативный путь выхода из кризиса в углепроме, и вот что из этого вышло.
 
В долгах как в шелках
 
Для обеспечения энергетической безопасности страны вместо закрытых шахт надо открывать новые, уверяют чиновники. Вместе с тем у донбасских угольщиков на сей счет свое мнение.
Дабы детально разобраться с проблемами отрасли, я обратился в госпредприятие «Донецкая угольная энергетическая компания» (ДУЭК). В его составе — шахты, расположенные под Донецком и в южной части Донбасса. ДУЭК владеет 11 угледобывающими предприятиями (их возраст от 30 до 100 лет) c производственной мощностью от 300 тыс. т до 1 млн. т в год. Нынче эта некогда крупная компания — в «середнячках». Но тем более она показательна в плане типичности общих проблем отрасли.
«Рентабельных шахт у нас нет», — признался замтехнического директора по производству и технологии этого предприятия Владимир Сарбаш. По оценкам экспертов, чтобы шахта была прибыльной, из ее недр нужно добывать от 2 млн. т. в год.
Прошлый год ДУЭК закончила со 110 млн. грн. убытков. «И это при господдержке», — сокрушается г-н Сарбаш.
Еще нюанс: государство удерживает рыночную цену на уголь. «В прошлом году себестоимость угля была 660 грн./т, мы же передавали его компании «Уголь Украины» по 348 грн./т», — сообщили специалисты.
«В структуре себестоимости угля 50% составляет зарплата, 25—30% — электроэнергия, остальное — материалы, — объясняет г-н Сарбаш. — А после расчета плановых показателей, исходя из тогдашних цен, подорожали те же металлокрепь и электроэнергия».
 
Реконструировать нельзя построить
 
Эксперты по-разному ставят запятую в этом предложении. Экономически целесообразнее вкладывать в перспективные предприятия, считают донецкие угольщики.
Потенциал многих ныне действующих донбасских шахт не раскрыт. На сегодняшний день, к примеру, на ДУЭК производственные мощности шахт осваивают лишь на 40%. «Вот шахта «Южнодонбасская № 3», — разворачивает карту ее полей г-н Сарбаш. — Здесь есть залежи угля в 13 пластах, но сегодня мы добываем его лишь из трех».
«Построить шахту стоит около 2 млрд. грн., — продолжает он. — Мое мнение — лучше вложить в перспективное действующее угледобывающее предприятие 150 млн. грн. — и оно даст отдачу как новая шахта».
Тем более что, во-первых, в лучшие для углепрома советские времена шахты строили за 10—15 лет. Исключение — шахта «Комсомолец Донбасса», построенная за 7 лет.
Во-вторых, реконструкция шахты исключает большой объем подготовительных работ, присущий новому строительству.
В-третьих, инвесторов, согласных вложить капитал в строительство шахты, не сыскать. Отвечая на вопрос о возможном привлечении бизнеса, Владимир Сарбаш пошутил: «Это одно и то же, что я попрошу у вас в долг и скажу, что верну его через 15 лет».
В-четвертых, на новых шахтах некому будет работать. Если на ДУЭК горняков вспомогательных специальностей (машинистов подземных установок, горнорабочих по ремонту выработок, много людей на поверхности) в переизбытке, то основных — нехватка. Соотношение основных профессий к вспомогательным — 1:6. Сегодня на шахтах ДУЭК вакантны 360 мест горнорабочих очистных забоев (ГРОЗов) и 111 — проходчиков.
В последнее время шахтеры не заинтересованы в труде из-за несоответствия оплаты. По их словам, когда есть выбор пойти в охранную структуру и опуститься в шахту, они выбирают первое. Оплата примерно одинаковая, чего не скажешь о риске оставить семью без кормильца.
 
Реконструкция по-новому
 
Что значит реконструировать действующую шахту? Пройти новый ствол или капитальную выработку.
Еще в 90-х на донбасских шахтах провалили подготовку новых горизонтов и запасов. Это и привело к нынешнему обвалу добычи. Сейчас же позволить себе роскошь пройти капитальные выработки или стволы с прибыли от добычи угля могут редкие шахты. Основным инвестором остается государство. На что хватает его денег? «Преимущественно на поддержание производственных мощностей, а не на наращивание уровня добычи», — говорят горняки. — В случае достаточного финансирования перспективные шахты вполне могли бы стать флагманами углепрома».
К каждой шахте нужно подходить индивидуально. Зная, что через год — два участок будет отработан, следует заранее вскрыть новые пласты.
В противном случае шахты будут работать по затратным схемам. Как известно, через старые выработки угольщики растягивают шахтные коммуникации на километры. А в них вентиляция недостаточная, вот вам и благодатная почва для взрывов.
На сегодняшний день государство финансирует развитие лишь немногих шахт.
По нашим данным, на шахтах «Абакумова», «Южнодонбасская-3» и «Трудовская» уже 25 лет строят по одному стволу. Помимо этого, на шахте «Южнодонбасская-3» еще около 10 лет будут строить вторую очередь выработок. А на шахте «Абакумова» на горизонте 715 м вскрывают пласты в течение последних 20 лет. И это при том, что проектом там предусмотрен лишь небольшой рост уровня добычи угля. Реконструкция этого предприятия будет вестись еще лет пять.
Такие темпы строительства несовместимы с критериями ВТО. Как ни крути, без частных капиталовложений не обойтись. «В настоящее время на «Красноармейской-Западной № 1» за счет негосударственных средств строится третья очередь шахты. Что касается шахты «Комсомолец Донбасса», то это крупное частное предприятие, где тоже вкладывают на реконструкцию негосударственные деньги», — сказал  губернатор Донецкой области Владимир Логвиненко.

Мощный комбайн + старый конвейер = обвал добычи
 
Еще один аспект развития шахт — замена изношенного оборудования новым. Пока есть отдельная статья расходов: господдержка на техническое перевооружение. Так, чтобы «зарядить» одну лаву, необходимо около 50 млн. грн.
Но Минуглепром закупает оборудование, исходя из выделенных из госбюджета средств. Угольщикам приходится оснащать новые лавы б/у агрегатами, демонтированными из старых очистных забоев. К примеру, в прошлом году для шахты «Октябрьский рудник» была профинансирована лишь закупка одного конвейера.
Получается парадоксальная ситуация: бюджетные средства вроде как затрачены, а дать отдачу не получается. «Мощный комбайн «рубит» уголь, а впереди него стоит старый конвейер, не пропускающий те объемы, на добычу которых тот рассчитан», — сказал Владимир Сарбаш.
Что касается частных инвестиций в закупку оборудования, то у донецких угольщиков есть соответствующий опыт.
Раньше частные компании закупали оборудование на определенные лавы. И по договору угольщики возвращали капиталовложения с процентами. «Но с 2000 г. Минуглепром отказался от этой практики. Шахты несли в два раза больше убытков, чем если бы не работали», — подчеркнул г-н Сарбаш.
Аналитики утверждают: прежде чем к решению проблемы технического перевооружения шахт привлекать бизнес, нужно отрегулировать экономические отношения между угледобывающими предприятиями и инвесторами.
 
Шахты пока не строят
 
Сейчас в Донецкой области не строят ни одной шахты. Правда, есть шахта-долгострой. «Лет 15 назад было начато строительство «Добропольской-Капитальной». Но сейчас по сути там нужно начинать все с начала», — сказал Владимир Логвиненко.
А тем временем донецкие проектировщики подали в правительство предложение по строительству шахты «Краснолиманская-Глубокая» в Красноармейском р-не региона. По словам главного инженера института «Донгипрошахт» Эдуарда Кауфмана, Кабмин дал добро на разработку технико-экономического обоснования целесообразности строительства этой шахты.
«Краснолиманскую-Глубокую» специалисты предполагают построить по соседству с шахтой «Краснолиманская». Близость инфраструктуры и подъездных путей позволят сдать ее в эксплуатацию лет через семь с момента закладки. Шахта, вероятнее всего, будет с проектной мощностью 3 млн. т угля в год. Общая стоимость возможного строительства — 1 млрд. 640 млн. грн.
В этом году соответствующее технико-экономическое обоснование рассмотрит комплексная госэкспертиза. А Кабмин примет окончательное решение по этому поводу.
Еще следует упомянуть такое обстоятельство. Действующая нормативная база запрещает финансировать работы в старых горных выработках, лишая страну качественного угля! Например, на восстановление неработающей шахты «Путиловская» с двухметровым угольным пластом требуется 150—200 млн. грн. «Там нужно привести в порядок около одного километра выработок, — объясняет г-н Сарбаш. — Сейчас же от этой шахты одни убытки: чтобы не подтопить северную часть Донецка, оттуда откачивают воду».
 
А строить-то некому
 
Прежде чем делать громкие заявления о строительстве новых шахт, нужно оценить возможности шахтостроительных и шахтопроходческих организаций.
Единственная в Украине организация, специализирующаяся на проходке шахтных стволов, — трест «Донецкшахтопроходка».
Капитальные же выработки проходят специалисты организации «Донбассшахтострой». Они углубляют и расширяют шахту от ствола («прирезка» запасов). Так, очистной забой (лава) — это пласт угля между двумя выработками (на сленге шахтеров — «грудь» угля). Сама же выработка — это пространство под землей, где и добывают уголь.
Эти обе в свое время мощные строительные организации ныне испытывают кадровый голод.
Нет госзаказа — нет и бюджетных денег. «Евгений Новик, руководитель «Донецкшахтопроходки», стремясь сохранить коллектив, подыскивает для своих сотрудников работу на стороне. Зачем это ему? Говоря о квалификации спецов этого треста, достаточно упомянуть, что они в СССР построили все ракетные военные шахты. И если они сейчас уйдут, на возрождении углепрома можно будет поставить крест», — считает Владимир Сарбаш.
Если костяк проходчиков сохранен, то удержать шахтостроителей не удалось. Еще в 90-х многие оставили эту профессию.
 
Будущее за малыми шахтами?
 
Естественно, новые шахты нужны. Но строить их сейчас — это пир во время чумы. По оценкам экспертов, перед вступлением Украины в ВТО нужна новая инвентаризация шахтного фонда с целью оптимизации уже имеющихся промышленных мощностей.
Пока есть время. ВТО дает Украине лет восемь — десять на постепенную минимизацию инвестирования в углепром.
Но уже сейчас необходимо принять законодательную базу, во-первых, обеспечивающую защиту прав горняков на частных шахтах. Речь о соцзащите и праве на безопасные (относительно) условия труда.
А во-вторых, нельзя допустить, чтобы «разгосударствленные» предприятия еще большим грузом легли на плечи державы. Не исключено, что некоторые «инвесторы», не вкладывая деньги без скорой отдачи, захотят просто «снимать сливки».
И все же почему бы на данном этапе не заняться строительством рентабельных малых шахт вместо шахт-гигантов? Сейчас добытый уголь приносит прибыль в основном на малых частных шахтах в Шахтерском районе области. В том самом, который приобрел известность благодаря т. н. «копанкам».
Там угольные пласты выходят на поверхность, что позволяет местным жителям ручным способом поднимать на-гора уголь прямо у себя в огородах. Там же с минимальными вложениями и быстрой отдачей добывают его на малых шахтах.
 
Роман ПОБЕРЕЖНЮК, "2000"
Категория: Экономика и финансы | Просмотров: 1212 | Добавил: ukr-selo | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: