Приветствую Вас Гость!
Вторник, 07.05.2024, 04:31
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Категории раздела

Статистика

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта

Главная » 2008 » Март » 30 » Правда о молоке и иностранных "инвесторах"
Правда о молоке и иностранных "инвесторах"
00:25
Накануне вступления Украины в ВТО отечественное сельхозпроизводство напоминает корову, с интересом изучающую график заготовки мяса. Такое сравнение напрашивалось в ходе работы всеукраинской конференции «Молочный бизнес-2008», проходившей в Киеве 19 марта.
Об отечественной молочной отрасли лучше всего говорят цифры. Если перед распадом Советского Союза каждый украинец потреблял 373 кг молочной продукции, то в прошлом году — 220 кг. В 1990 г. в Украине было произведено 6 млн. т цельномолочных продуктов, в 2007-м — чуть более 1 млн. т. Сколько же еще потребуется лет, чтобы достичь «застойных» показателей?
Сегодня в стране всего 31 предприятие, где содержатся более тысячи коров. В 1990 г таких предприятий было 560. То есть произошло сокращение крупнотоварных ферм в 18 раз.
Однако столь печальная статистика имеет и положительные стороны — она свидетельствует, что рынку есть куда развиваться. Вопрос в том, кто воспользуется данной ситуацией. Займут ли нишу украинские производители или их вытеснят западные компании?
Испытание нации на прочность
Несмотря на столь плачевные цифры, украинская молокоперерабатывающая отрасль, если ее сопоставить с другими сельхозотраслями, находится в лидерах (как же тогда себя чувствуют аутсайдеры?).
Как заявил на конференции «Молочный бизнес-2008» председатель совета директоров «Союза молочных предприятий Украины» Вадим Чагаровский, в 2007 г. молочная отрасль лидировала по объемам реализованной продукции (более 14 млрд. грн. без НДС). Следующей за ней идет мясная отрасль (11 млрд. грн.) То есть именно предприятия этих секторов сельского хозяйства являются основными наполнителями госбюджета.
За 2007 год объем реализованной молочной продукции вырос с 10 до 14 млрд. грн. Но это не означает, что ее потребление увеличилось в данной пропорции. Показатели улучшились за счет повышения цен на молочные товары.
Если производство молочной продукции за год выросло на 17,65%, то ее стоимость — на 66,6%. Цифра удручающая, даже визуально. Она говорит, что если данная тенденция сохранится, то кошелек украинского потребителя будет истощен настолько, что его владелец не сможет позволить себе покупать молочные продукты.
Надо быть очень крепкой нацией или совершенно безразличной к тому, что с ней происходит, чтобы выдержать столь высокое годовое повышение цен.
Где торговать интересней?
По словам Вадима Чагаровского, нынешняя тенденция роста стоимости молочной продукции будет сохраняться. Это обусловлено тем, что увеличиваются мировые цены, растет цена ГСМ, зерна и других составляющих производства.
Однако от роста цен пострадали не только украинцы. Если сравнить физическое количество экспорта отечественной молочной продукции за границу, то цифры 2006 и 2007 годов практически равны. В ценовом же выражении они выросли в 7,5 раза (с 88 до 663 млн. долл.). Это увеличение произошло за счет сыров, сухого и сгущенного молока. Неизбежно напрашивается вопрос: где производителю выгоднее реализовывать продукцию? Ответ очевиден со всеми вытекающими для украинских граждан последствиями. Впрочем, этот вопрос можно поставить иначе: граждане каких стран состоятельней нас?
Увы, платежеспособность украинцев едва ли не самая низкая в Европе. Беднее нас только жители Молдовы. Белорусы, например, имеют доход вдвое выше, чем украинцы.
По словам менеджера по маркетингу ЗАО «Галичина» Галины Янишевской, о чем сообщает «Укрмолоко», рост цен объясняется как инфляционными процессами в стране, так и жестким дефицитом молока.
Чтобы удержать рентабельность, переработчики повысили стоимость готовой продукции. Однако рынок не выдержал новой ценовой планки. «Сезонного повышения продаж молочной продукции, которое наблюдается каждую зиму и составляет не менее 15%, в этом году не произошло», — говорит директор по закупкам группы компаний «Клуб сыра» Дмитрий Чаусов. Более того, некоторые производители зафиксировали снижение объемов реализации на уровне 5—10%.
По данным экспертов, многие заводы получили обратно из розницы тонны непроданной продукции. Помимо того, произошло перераспределение продаж в пользу дешевых товаров: украинцы по-прежнему покупают товары первой необходимости (молоко, кефир, масло и пр.), но отказались от «излишеств» — глазированных сырков, десертов и пр., сообщают «Українські новини»
Жонглеры из Госкомстата
По статистике в Украине в прошлом году было произведено 12,2 млн. тонн молока. Однако, изучая эти данные, которые практически не изменяются последние пять лет, вспоминается изречение Марка Твена, что существует ложь, наглая ложь и статистика.
Многие самые квалифицированные эксперты, по словам Вадима Чагаровского, подвергают сомнению данные, приведенные Госкомстатом. Украина не может произвести заявленное количество молока (в 2006 г. отрапортовали о 13 млн. т надоенного молока). Куда оно в таком случае подевалось, если на заводы поступила лишь половина от этой цифры?
По данным независимых экспертов, в Украине производится 9—10 млн. т молока. Это реальные цифры.
Насколько же его качество соответствует показателю, заявленному Госкомстатом? Он гласит, что в общей массе молока 25,7% соответствует высшему сорту. Это, вспоминая того же Марка Твена, уже не ложь, а наглая ложь, поскольку только 18% молока производится в специализированных хозяйствах, а остальные 82% — в домашних условиях, где получить продукт, отвечающий современным требованиям, невозможно.
Увы, пока чиновники не перестанут манипулировать цифрами и вводить в заблуждение своих сограждан, украинцы будут потреблять молоко несуществующего качества в несуществующих количествах. На самом же деле они все меньше пьют молока и все больше жидкость, незаслуженно носящую такое название.
Сгущенка без молока
 
По словам Вадима Чагаровского, в Украине нет добросовестной конкуренции. Если ситуация не будет изменена, то прогнозируется рост количества продуктов-фальсификатов. Уже сегодня практически все основные производители сыров, заявил он, «грешат заменой молочного жира на заменители молочного жира», тем самым уменьшая затраты на производство продукции на 10—15%. То же самое происходит и с цельномолочной продукцией. «Сметана, жиросодержащие продукты — тоже происходит замена молочного жира», — сообщил Вадим Чагаровский. Плавленые сырки, по его словам, более напоминают пластилин, поскольку компании при его производстве не используют качественное сырье.
Так что украинские бутерброды с маслом на самом деле падают вниз маргарином.
В стране отсутствует система государственного контроля за качеством продукции. Ныне существующая себя полностью изжила. Назрела необходимость создания национального агентства по качеству продовольственной продукции, тем более она насущна в связи со вступлением в ВТО.
Но как же такое возможно? — воскликнет читатель. Ведь существуют соответствующие министерства, ведомство «Держспоживстандарт», занимающее огромное многоэтажное здание, в котором размещены сотни кабинетов с его сотрудниками. Ведь есть же структуры по защите прав потребителя, в том числе и государственные. И все эти люди, знающие о происходящих фальсификациях, молчат, словно набрали в рот воды. Они безучастно наблюдают, как матери и бабушки покупают больному ребенку сырки и сметану в надежде, что это поможет выздоровлению. А все происходит наоборот: ребенок начинает страдать аллергией, сыпями и другими необъяснимыми хворями.
Вот и настало время дойки!
Что ожидает украинскую молочную отрасль в будущем? По словам Вадима Чагаровского, она не готова ко вступлению в ВТО, к конкуренции с западными компаниями и продукцией, которую они производят. Одна из основных причин — отсутствие качественного сырья.
О том, что молочная отрасль испытает большие трудности после вступления в ВТО, заявила и президент Союза молочных предприятий Украины Лидия Карпенко. Эти слова прозвучали на международной конференции «Агробизнес Украины и ВТО: новые возможности и угрозы», прошедшей в Киеве в начале февраля. По ее мнению, присоединение к международной организации усложнит работу украинских молокоперерабатывающих предприятий. Произойдет увеличение импорта молочной продукции из-за снижения ввозных пошлин на нее в три раза. Многим молочным предприятиям будет сложно конкурировать с зарубежными компаниями, в особенности небольшим украинским молокоперерабатывающим заводам, которые работают на региональных рынках.
Проторенный путь ошибок
Украина идет тем же путем, который в свое время прошел Запад, при этом совершает те же ошибки, от которых там давно избавились. В настоящее время 41% молочной продукции реализуется через сеть ритейлеров (крупные магазины розничной торговли). С каждым годом эти сети становятся все агрессивней по отношению к производителям, требуют скидок, преференций, премиальных, плату за полку и т. д. К сожалению, такие отношения способны выдержать только 5—6 крупных компаний. Другим же остаются лишь маленькие продуктовые магазины и городские рынки. Здесь необходима поддержка государства, как это происходит в России, где приступают к законодательному регулированию взаимоотношений с торговыми сетями.
Кстати, сегодня в России обговаривается возможность дотации сельского хозяйства на сумму, вдесятеро превышающую украинские дотации. Таким образом, вскоре по себестоимости продукции мы проиграем не только Западу, но и нашим северным соседям.
Поддерживают своих селян и в Беларуси. Так, с 26 февраля этого года очередной раз повышены закупочные цены на молоко и мясо (молоко — на 10%, говядина — на 5%, свинина — на 5%).
Лишние на своей земле
Пока корова дает молоко, а курица несет яйца, им нечего беспокоиться по поводу смерти. Украинское село исправно кормит своих соплеменников, но поводы для беспокойства у него имеются.
Как известно, вскоре в Украину с визитом прибывает президент США Джордж Буш. Не исключено, что будет подписан договор о создании зоны свободной торговли с Америкой. Если это произойдет, украинскую молочную отрасль ожидает не менее серьезное испытание, чем вступление в ВТО. На фоне падения курса доллара американская продукция становится все более конкурентоспособной. Если будут отменены таможенные пошлины на товары из США, то они вытеснят не только украинскую, но и европейскую продукцию. И это при том, что Украина ничего не может противопоставить даже ЕС по качеству товаров.
Сегодня основными игроками на отечественном рынке цельномолочной продукции являются три крупные компании, которые в сумме занимают 33% общего объема. Но это, обратите внимание, не украинские компании. Увы, пока политическая элита озабочена только борьбой за власть, подобная тенденция будет усугубляться.
По словам президента Украинской аграрной конфедерации Леонида Козаченко, выступившего с докладом на конференции, он постоянно принимает участие в сельскохозяйственных форумах европейских стран. Там сельхозпроизводителям трудно вообразить, чтобы их правительства хоть на йоту изменили законодательство, касающееся их сферы. Украинские же Кабмины экспериментируют безостановочно — меняют правила и условия деятельности, словно тасуют карты. При этом не стесняются называть цифры мифической прибыли, которая якобы появится в результате подобных «реформ».
Украина располагает уникальными возможностями для создания крупных агрохолдингов, поэтому западный капитал крайне заинтересован в приходе в нашу страну. Если отношение украинской власти к отечественному производителю не изменится, то мы в ближайшие 5—10 лет станем свидетелями вытеснения наших селян со своей земли. Они не вписываются в планы западных владельцев агрокомпаний, работающих в Украине.
Объяснение здесь простое. В сельхозпроизводстве США занято всего 3% общего числа жителей. Если применить эту пропорцию к населению Украины, то для промышленного производства сельхозпродукции достаточно всего 1,5 млн. человек из 17 млн. ныне живущих в селе. То есть 15,5 млн. людей лишние.
Если вовремя не предпринимать меры и закрывать глаза на существующую угрозу, то село ожидают такие потрясения и крушение устоев, сравнительно с которыми даже перестройка покажется детской забавой.
Хвост руководит головой
Сегодня все больше продовольственной продукции реализуется через крупные торговые сети. Это общемировая тенденция, и Украина здесь не исключение. Однако большие торговые компании начинают диктовать свои условия производителям. Где та золотая середина, при которой сотрудничество будет выгодно всем, а не только реализаторам? Что надо делать, чтобы молочная отрасль смогла противостоять диктату торговых сетей?
По словам Вадима Чагаровского, производители товара должны объединяться. Он привел пример взаимоотношения в 2001—2002 гг. между одной из торговых сетей и заводом «Галактон» — в то время Чагаровский возглавлял его.
При заключении договоров на 2002 год «Галактоном», а также другими заводами были получены проекты договора, в нем реализаторы устанавливали для молокопереработчиков планы, при выполнении которых они же обязаны были платить премии торговой сети. Помимо того, все затраты на рекламные акции и изготовление буклетов тоже ложились на производителей. Допускалась отсрочка при расчете за продукцию до 45 дней и т. д.
Руководители молокозаводов, проанализировав выдвинутые требования, признали их неприемлемыми и отказались подписывать договора. Менеджеры торговой сети в течение двух месяцев пытались наладить контакт с каждым директором отдельно, но эти попытки не увенчались успехом. В результате был составлен новый документ, в котором отношения установились равноправные и партнерские. Именно тогда родилась идея создания Союза молочных предприятий Украины.
Этот пример подсказывает, что отечественные производители должны объединиться и доходчиво объяснить собственникам западных компаний, что это они пришли к нам, а не наоборот. Украинцы согласны конкурировать и даже уступить долю рынка, но лишь в том случае, если не будет требований и ультиматумов.
Без объединения молокоперерабатывающую отрасль постигнет та же участь, что и табачную, пивоваренную и водочную, принадлежащую западным компаниям, которые диктуют условия нашим потребителям.
К чести самих переработчиков молока, в частности председателя совета директоров Союза молочных предприятий Украины Вадима Чагаровского, на конференции были обнародованы многие недочеты отрасли и ситуация, в которой она оказалась. Что характерно, эти факты и цифры «тактично» обошли госчиновники — именно те, кто, казалось бы, обязан беспокоиться за судьбу села и потребителей его продукции. Чем объясняется такая позиция? На ум приходит только присутствие личных интересов.
Что делать?
Последние годы рост мировых цен на продовольствие во многом обусловлен стремительным ростом доходов в Индокитае. За последние 10 дет покупательная способность жителей стран этого региона выросла в 10 тыс. раз! Разумеется, столь высокие показатели стали возможными из-за низких «стартовых» условий. Для Украины, конечно, такой рывок невозможен, но кто не давал увеличить платежеспособность наших граждан хотя бы в десять раз?
Производство молока во всем мире растет, и в первую очередь за счет продуктивности животных. Так, с каждой коровы в Америке в среднем надаивают 9 тыс. литров, в ЕС — 6, в Украине — чуть более 3. Как видим, резервы у отечественных животноводов огромные. Есть и стремление у многих отечественных компаний. Но им нужна поддержка со стороны государства, выраженная в четкой правительственной программе. И главное — чтобы она выполнялась. За последние годы принималось уже 5 подобных программ, но ни одна из них не реализована. Чтобы этого не случилось и в будущем, нужно, чтобы инициатива исходила снизу. В первую очередь должны быть созданы региональные программы, которые затем сложатся в общенациональную.
Срочно необходимо внедрение современных технологий производства молочного сырья. К счастью, тенденции к этому наблюдаются. Появился ряд компаний, которые начали вкладывать деньги в постройку молочно-товарных комплексов. И эту тенденцию государство всячески должно поощрять. Как вариант помощи можно было бы отменить налоги на период, пока эти производства выйдут на проектную мощность. Также следует отменить импортные пошлины на ввоз необходимого оборудования для ферм и приобретение племенного скота. Если невозможно полностью отказаться от НДС на оборудование, то хотя бы «растянуть» этот налог на период его амортизации.
Безусловно, нужно запретить посреднические структуры при заготовке молока, где наблюдаются самые большие злоупотребления, которые в итоге приводят к удорожанию конечной продукции.
Александр ПАЛЬЧУН, "2000".
Категория: Сельское хозяйство | Просмотров: 1294 | Добавил: ukr-selo | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: