Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 06.05.2024, 14:46
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Категории раздела

Статистика

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта

Главная » 2008 » Март » 30 » Размышления на пути в ВТО - прогноз потерь Украины
Размышления на пути в ВТО - прогноз потерь Украины
00:45
Став членом этой организации, пророчат эксперты, Киев будет препятствовать вступлению в нее Москвы, а Россия воспримет это как удобный предлог для того, чтобы максимально отсрочить дату вступления в ВТО, поскольку считает это невыгодным для национальной экономики.
О том, что Всемирная торговая организация намерена рассмотреть заявку Украины на членство уже 5 февраля, Виктор Ющенко сказал на совещании с главами облгосадминистраций. Ранее президент поручил правительству завершить процесс вступления Украины в ВТО в феврале.
О последствиях этого вступления дает представление двусторонний протокол, подписанный Украиной и США еще 6 марта 2006 г. С украинской стороны документ завизировал Арсений Яценюк, в то время министр экономики, с американской — торговый представитель США Роб Портман.
После вступления в ВТО, значится в официальной справке аппарата Роба Портмана, Украина берет на себя такие обязательства: установить средний размер пошлин на сельскохозяйственную продукцию на уровне 11,1%; обеспечить более широкий доступ на свои рынки продукции, представляющей интерес для США, в том числе мяса птицы и кормов для животных; принять участие в соглашениях о торговле алкогольной продукцией, полученной в результате перегонки; соблюдать международные стандарты при импорте говядины, свинины, домашней птицы, рыбы и биотехнологической продукции.
Обязательства в сфере поддержки национального производителя предложено доработать в рамках многостороннего пакета, который будет обсуждаться с другими странами — членами ВТО, включая США. Украина согласилась установить среднюю ставку таможенных пошлин на промышленные товары на уровне 4,6%. При этом многие категории товаров, представляющих для США особый интерес, будут облагаться нулевыми или уменьшенными таможенными пошлинами.
К 1 января 2010 г. Украина обязуется полностью упразднить пошлины на ввоз гражданской авиатехники и запчастей к ней, компьютеров, полупроводников и прочей продукции, имеющей отношение к информационным технологиям. Большая часть тарифов на нее — кроме авиатехники — будет отменена сразу после вступления Украины в ВТО.
Из документа следует, что с этого момента наша страна обязуется установить нулевые пошлины в фармацевтике, производстве мебели, бумаги и игрушек, цветной металлургии и по меньшей мере на 90% сократить тарифы на оборудование для сельского хозяйства, строительства, производства стали и древесины. В химическом производстве «низкие» и «гармонизированные» пошлины будут введены на более чем 1,3 тыс. наименований продукции.
Обширные обязательства взяты Украинским государством и в сфере услуг, которые интересны американским компаниям. Филиалы банков и брокерских контор США в Украине будет разрешено создавать с момента вступления Украины в ВТО, а страховых компаний — через 5 лет после вступления. Заметно упростится доступ на украинский рынок для телекоммуникационных и дистрибьюторских компаний, фирм, занимающихся сервисом в сфере энергетики, экспресс-доставки, оказания инженерно-строительных услуг.
Кроме того, Украина согласилась отменить ограничения при лицензировании импорта продукции информационных технологий, связанных с криптографией, и сократить экспортные пошлины на лом черных и цветных металлов. На 5 и 10 лет соответственно дано разрешение оставлять в тайне «закрытую информацию» по фармацевтической продукции и сельскохозяйственным химикатам.
Больше проблем, чем преимуществ
Стремление Украины вступить в ВТО раньше России очевидно, что заставляет задуматься о реальной цене ее членства в этой международной организации, возможных последствиях для экономики. Оперативное завершение переговоров с США может на деле означать существенные уступки со стороны Украины. Факт присоединения к ВТО стран с формирующимися рынками, к которым относится и Украина, несет в себе не только преимущества, но и серьезные проблемы для многих секторов экономики.
Остановимся на нескольких моментах.
Аналитики допускают, что членство Украины в этой престижной организации, учитывая достаточно высокую долю аграрного сектора в ее ВВП, приведет к либерализации доступа украинских экспортеров сельхозпродукции на внешние рынки. Это может ускорить структурные реформы в аграрном секторе, а следовательно, приведет к росту производства и стабильному, поступательному развитию украинского АПК.
Чтобы заключить двусторонний договор с США, Украина обязалась сократить после вступления в ВТО средний размер пошлин на сельхозпродукцию до 11,1%, что увеличит объемы ее импорта. Обещание обеспечить более широкий доступ на свои рынки продукции, представляющей интерес для США, в частности мяса птицы, аукнется потерями для птицеводческой отрасли Украины. Нулевые субсидии для экспортеров на практике означают уход государства от поддержки производителей сельхозпродукции в этой области. Они негативно скажутся на национальном экспорте аграрной продукции.
В перечень негативных последствий для сельхозпроизводства и аграрного рынка Украины можно включить неспособность отечественных мелкотоварных производителей Украины (нынче они обеспечивают до 60% валового продукта АПК) конкурировать с крупными иностранными компаниями, которые придут на украинский рынок и вытеснят с него национального производителя. Несоответствие и высокая стоимость внедрения международных санитарных и фитосанитарных стандартов в Украине (обязательство уже принято в рамках соглашения с США) может стать серьезным препятствием для развития отрасли и расширения экспорта сельскохозяйственной продукции.
Пересмотр механизмов государственного регулирования АПК при вступлении в ВТО приведет к сокращению мер, благодаря которым отрасль развивалась в последние пять лет. Речь, в частности, идет о частичной компенсации сельхозпроизводителям за счет госбюджета ставки за пользование кредитами; доплатах из госбюджета за сдачу продукции соответствующего качества; списании хозяйствам государственных долгов.
Придется изменить и размеры государственной поддержки аграрного сектора страны. Серьезной проблемой для Украины является достижение согласия со странами-членами по поводу средств, выделяемых на поддержку из т. н. «желтой корзины», к которым относятся дотации, компенсации, ценовая поддержка, субсидии и прочие вспомогательные меры. Украина пытается договориться об уровне поддержки в размере 1,14 млрд. долл., исходя из трехлетнего базового периода — 1994—1996 гг. Некоторые члены ВТО настаивают на другом базовом периоде. В частности, если для расчета будут взяты 1997—1999 гг., поддержка отрасли может быть заметно урезана.
Таким образом, вступление Украины в ВТО активизирует сразу несколько неблагоприятных для аграрного сектора факторов. В результате социально-экономическое положение в стране ухудшится, поскольку пострадает сектор экономики, обеспечивающий до 30% ВВП, а также занятость 30% населения.
Железные аргументы
Металлургия по значению в структуре украинского народно-хозяйственного комплекса является ключевой, стратегической отраслью экономики страны. Ее доля в ВВП сегодня составляет примерно 25%. Горно-металлургический комплекс обеспечивает более 40% валютных поступлений. Украина занимает седьмое место в мире по выплавке стали и одно из первых — по экспорту металлопродукции.
Важнейшим результатом двусторонних соглашений с США относительно условий вступления Украины в ВТО и отмены поправки Джексона—Веника станет развитие металлургической промышленности, «которая расположена в Восточном регионе Украины». Это отмечают официальные лица Украины. Рыночный статус, по их мнению, даст новый импульс развитию этой наиболее экспортно-ориентированной отрасли (из страны вывозится 80% металлопродукции).
Опыт государств, уже прошедших этот путь, показывает, что некоторые секторы экономики, в частности металлургия и добыча полезных ископаемых, проигрывают от членства в ВТО. В Великобритании, например, с 1970 г. численность людей, занятых в металлургии, сократилась в 12,5 раза. Та же тенденция наблюдается в Бельгии и Германии. Аналогичный пример — угольная отрасль, проблемная для Украины.
То, что Украина согласилась существенно снизить экспортную пошлину на лом черных металлов, в ближайшее время не окажет отрицательного воздействия на показатели ее черной металлургии, поскольку промышленный металлолом не используется в мартеновском производстве (46% выплавки стали в стране, в мире — 3,6%), а предназначен для плавки в электрических печах с последующим непрерывным литьем (30%, в мире — 90%). Однако после увеличения доли выплавки металла за счет усовершенствования оборудования (по планам Минпромполитики, к 2011 г. до 50% совокупных объемов) и снижения доли мартеновского производства (до 30%) страна может столкнуться с дефицитом этого вида сырья.
В плане мероприятий по нейтрализации возможных негативных последствий вступления Украины в ВТО, утвержденном нашим правительством, отмечено, что ожидаемый рост цен на металлолом на 100 —110 грн. в связи со снижением размера экспортной пошлины приведет к росту цен на прокат на внутреннем рынке на 18 —20 грн. (3,7 — 4 доллара США) за тонну. Однако в случае разового уменьшения ставки экспортной пошлины на металлолом с 30 до 5 евро за тонну в течение года доходы бюджета сократятся на 35 млн. евро (217 млн. грн.).
Кроме того, в распоряжении Кабмина сказано, что отмена запрета на экспорт лома цветных металлов вызовет его массовый, а скорее всего неконтролируемый вывоз. В результате ряд отечественных предприятий замедлит развитие и сократит объемы импорта продукции цветной металлургии. В качестве меры, которая должна предотвратить такие тенденции в цветной металлургии, планируется ввести, как только Украина вступит в ВТО, вывозную пошлину на продукцию, экспорт которой был запрещен.
Но защитить внутренний рынок металлопродукции вряд ли удастся, поскольку, по условиям двустороннего соглашения, «нулевые пошлины с момента вступления в ВТО» Украина согласилась установить в целом ряде «ключевых секторов экономики», включая ту же цветную металлургию. С этого же момента она обязуется «по меньшей мере на 90%» сократить тарифы на продукцию, охваченную двусторонними инициативами в области сталелитейной промышленности.
Все, о чем говорилось выше, непременно отразится на общеэкономическом состоянии страны.
Отмена поправки вряд ли поможет
Не секрет, что национальные рынки — прибыльное поле деятельности для иностранных компаний. Украина не исключение. Освоение ее внутреннего рынка металлопродукции уже идет. На украинский рынок выходят азиатские металлопроизводители.
 
Тенденции развития мирового рынка указывают на рост доли высококачественного проката в общем объеме потребления металла и растущую прибыльность высокотехнологичной продукции. В украинской металлургии, напротив, преобладает продукция с низкими показателями качества. Изменить ситуацию сегодня, когда износ основных фондов в отрасли составляет не менее 70%, а уровень рентабельности меткомбинатов в среднем не превышает 14,7%, без серьезных инвестиций невозможно.
Надежды на то, что зарубежные компании будут вкладывать средства в модернизацию украинской металлургии, создавая себе конкурентов, вряд ли оправдаются. Собственных средств на реализацию масштабных проектов у металлургических предприятий не хватит, а получить их за счет расширения экспортных поставок в США после отмены поправки Джексона—Веника нереально. Положительный эффект от ее отмены будет не таким значительным, как заявляют представители правительства. На рынке США, где металлопродукцию можно реализовать наиболее выгодно, конкуренция очень высока, да и американское правительство вряд ли откажется от протекционизма в отношении собственных производителей. Различные меры нетарифного регулирования (квотирования и др.) и защиты внутреннего рынка отработаны и эффективно применяются и в странах ЕС. Не менее монополизированы и защищены рынки и других стран.
Остается признать, что при сегодняшнем положении дел в украинской металлургии форсированное вступление страны в ВТО скорее усугубит проблемы, чем их разрешит.
«Карманные» банки не выживут
Трудности обещает и сектор финансовых услуг. Речь идет о степени открытости национальных финансовых рынков для доступа иностранных участников. Последствия вступления в ВТО для финансовой системы Украины будут неоднозначны. В этом эксперты не сомневаются. С приходом иностранных участников рынка, предупреждают они, уровень конкуренции повысится, некоторые неконкурентоспособные банки закроются, что позволит повысить качество банковского обслуживания, снизить стоимость кредита и увеличить объемы кредитования. В результате экономика страны получит необходимые финансовые ресурсы.
Но не все так просто. Если проанализировать параметры украинской финансовой системы, в средней и долгосрочной перспективе можно выявить ряд проблем. В стране действуют 167 банков, почти 400 страховых компаний. Многие из них обслуживают интересы своих акционеров, специалисты называют их «карманными». Из более чем 600 кредитных союзов активно работают только 40 — 50.
Фондовый рынок не развит, инвестиционных компаний чрезвычайно мало. Специализированные финансово-кредитные учреждения — ипотечные, кооперативные, торговые, клиринговые, пенсионные и прочие — практически отсутствуют. Активы среднестатистического банка не превышают 200 млн. евро (в странах Еврозоны — 2— 3 млрд. евро). По оценкам специалистов, только 15 банков в Украине имеют капитал, достаточный для выдачи одному заемщику кредита свыше 10 млн. евро, и только три могут выдать кредит на 50 млн. евро.
В заведомо невыгодные условия ставит украинские банки и возможность иностранных кредитных организаций открывать филиалы в Украине. Крупные зарубежные финансовые структуры, имея разветвленную филиальную сеть в разных регионах мира, способны оптимизировать свои издержки и снижать риски. Украинская банковская система уступает банковским системам многих будущих коллег по ВТО (по размеру она равна пятому по величине активов банку Польши), характеризуется высоким уровнем риска и низкой капитализацией.
Спасти ситуацию — теоретически — могла бы разработка и реализация концепции развития банковского сектора, предусматривающая повышение его капитализации и конкурентоспособности (в том числе при государственной поддержке) в течение 5—10 лет. Это позволило бы в случае вступления страны в ВТО предотвратить переход ее банковской системы под контроль иностранного капитала и сохранить национальный экономический суверенитет в этой области. Наиболее рациональным в этой связи представляется постепенный допуск иностранных финансовых структур в национальную экономику.
Если рынок финансовых услуг будет открыт без переходного периода либо ограничений, то, учитывая неконкурентоспособность большинства украинских банков и прочих финансово-кредитных учреждений, можно говорить о переходе наиболее кредитоспособных клиентов на обслуживание в иностранные банки и вытеснении национальных банков в менее доходные и более рискованные сегменты рынка; сокращении ресурсной базы отечественных банков и как следствие снижении объемов кредитования экономики, а значит, и возможности финансирования и развития национального производства; понижении депозитных ставок (а значит, и доходов вкладчиков) и сокращении доходов бюджета от банковского бизнеса (филиалы платят налоги в стране своего происхождения).
Нельзя сбрасывать со счетов и потенциальные угрозы для национальной денежно-кредитной, фискально-бюджетной и инвестиционной системы. Не исключается, в частности, практически полная потеря контроля над национальным банковским рынком (что уже имеет место в странах ЦВЕ, где транснациональные финансовые компании контролируют порядка 70% рынка банковских услуг); ослабление контроля над валютным рынком страны со стороны НБУ (крупные иностранные игроки могут существенно влиять на валютный курс); банкротство ряда национальных банков, не выдержавших конкуренции с иностранными структурами (более крупными и опытными, обладающими необходимыми ресурсами и современными технологиями ведения банковского бизнеса). Это, кроме потерь депозитов, чревато снижением уровня доверия населения к национальной банковской системе, что может ослабить и без того невысокие конкурентные позиции украинских банков.
В списке рисков есть и другие:
— рост зависимости экономики страны от иностранного капитала. В случае серьезных перемен, затрагивающих политику и экономику страны, не исключен отток иностранного капитала, который может спровоцировать внутренний экономический кризис;
— стимулирование иностранными банками развития своего национального бизнеса на территории Украины без учета местных интересов и в ущерб отечественной экономике. Опыт функционирования иностранных банков на территории многих государств показывает, что они в своей деятельности руководствуются интересами своего государства, а не страны базирования;
— превращение экономики Украины в удобную площадку для притока спекулятивного капитала, который имеет свойство быстро перемещаться, усугубляя и без того нестабильную обстановку;
— открытие национального страхового рынка для иностранного капитала в условиях, когда украинские компании значительно уступают западным конкурентам по капиталу, масштабу и ассортименту операций, что чревато полной потерей страхового рынка (а также доходов от этой отрасли).
Решение вопроса о допуске филиалов иностранных финансово-кредитных учреждений при таком раскладе приобретает особую значимость. По сути речь идет о выборе пути развития — сохранении и развитии национальной банковской системы как атрибута суверенного государства либо о практически полном отказе от таковой. Другими словами, экономике Украины угрожает зависимость от международного капитала.
Украина не стала спорить
Если детально оценить сложившуюся ситуацию, можно предположить, что переговоры о вступлении Украины в ВТО ведутся в условиях повышенной секретности.
По заявлениям официальных представителей Украины, в том числе на сайте Минэкономики (www.me.gov.uа), есть информация о том, что на переговорах с США для сектора финансовых услуг в целом удалось установить переходный период сроком в 5 лет. Иную информацию читаем на сайте офиса торгового представителя США (WWW.USTR.GOV): переходный период предусмотрен исключительно для сектора страхования, а филиалы американских банков и брокерских контор в Украине будет разрешено создавать с момента вступления страны в ВТО (что вряд ли понравится украинским банкирам).
В целом можно констатировать, что по сектору финансовых услуг Украина практически полностью приняла требования, выдвинутые со стороны США. И последствия вступления в ВТО для нее могут быть серьезными, поскольку она уступила по всем без исключения позициям, предложенным членами Рабочей группы по присоединению Украины к ВТО. Это касается не только сектора услуг, но и весьма чувствительных для украинской экономики товарных позиций, включая гражданскую авиатехнику, продукцию металлургии, сельского хозяйства и т. д.
Первых негативных последствий от подобных решений, полагают эксперты, можно ожидать сразу после вступления страны в ВТО, других — более серьезных — в период адаптации и после него.
Виктор НИКОНОВ, "2000".
Категория: Экономика и финансы | Просмотров: 1635 | Добавил: ukr-selo | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: