Отныне нефтеперерабатывающим заводам нельзя будет выпускать дизельное топливо низкого качества. Госкомитет по техническому регулированию и потребительской политике отменил соответствующее разрешение, ранее принятое в связи с отсутствием на НПЗ «Нефтехимик Прикарпатья» и НПК «Галичина» (контролируются группой «Приват») установок для гидроочистки дизельного топлива и изомеризации. С 1 января 2008 г. введены в действие новые национальные стандарты качества топлива — EN 228 и EN 590, отвечающие требованиям «Евро-3» и «Евро-4». Предполагается, что полный переход на топливо, соответствующее этим стандартам, должен состояться до 2011 г. Задерживаясь с модернизацией, западноукраинские НПЗ могут потерять рынок, который начал постепенно обращаться к топливу повышенного качества. По мнению директора НТЦ «Психея» Сергея Сапегина, нежелание руководства модернизировать НПЗ объясняется ориентацией их скорее на сиюминутную выгоду, чем на перспективы развития. Если положение не изменится, приватовские НПЗ могут выйти из игры, что повлечет за собой еще больший рост импорта, который уже в 2006-2007 гг. составлял больше трети.Сейчас единственным производителем топлива стандарта «Евро-4» является Лисичанский НПЗ (ОАО «Линик»). В 2008 г. НПЗ планирует увеличить производство евродизеля и полностью покрывать потребности в этой продукции розничной сети АЗС, работающих под брендом ТНК. «Ориентация компании на топливо евростандарта обусловлена ростом потребления этого продукта в связи с обновлением украинского автопарка, прежде всего в крупных городах»,— отмечает пресс-секретарь компании «ТНК-ИЗ Коммерс» Дмитрий Зверев. Одесский НПЗ начнет выпуск топлива по новым стандартам только в марте-апреле текущего года.Уже сегодня на рынке реализуется импортное топливо, которое отвечает европейским требованиям. ООО «Параллель-М Лтд.» сообщило об увеличении закупок бензина и дизтоплива производства Mazeikiu nafta на 42% в 2008 г. Подписанное соглашение также подтверждает прогнозы экспертов о стратегическом усилении польской компанией PKN Orlen (новом владельце Mazeikiu nafta) своего присутствия на украинском рынке сбыта. Только в этом году, по словам главы представительства Mazeikiu nafta в Украине, в целом компания планирует увеличить поставки нефтепродуктов на украинский рынок на 20% по сравнению с 2007 г. По словам пресс-секретаря PKN Orlen Давида Пекажа, сегодняшние усилия только по увеличению поставок топлива Мажейкяйского НПЗ временны, и вскоре можно ожидать развития ее собственной сети АЗС. Украинский рынок привлекателен для польской компании из-за нулевых импортных пошлин и невысокого уровня конкуренции среди поставщиков топлива, отвечающего стандартам «Евро-3» и «Евро-4». Наталья ДАВЫДЕНКО 23.01.2008№ 11(774), «Экономические Известия», 23.01.2008№ 11(774)
|