Приветствую Вас Гость!
Пятница, 22.11.2024, 18:11
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Категории раздела

Статистика

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Нужны ли стране механизаторы?
По селам немало трактористов и комбайнеров уже давно без работы, взрослые мужчины потеряли квалификацию и надежду на то, что сядут когда-то за руль
Несколько месяцев назад услышала историю одного паренька, которую никак не могу забыть. Из детского дома его направили на учебу в ПТУ аграрной направленности. Возможно, это учреждение нынче имеет другое, более модное название. Но стоило только глянуть на мальчишек, которые с сигаретами в руках ходили по заднему двору, на старые нищенские помещения, уличный туалет, не выдерживающий никакой критики, чтобы понять: бурса есть бурса.
Основной контингент — сельские дети из самых бедных семей. И еще — интернатовские. Отыскать среди них тех, кто пришел сюда по призванию, — задача не из простых. Многим и учеба эта не нужна, и работа в селе — тоже.
Перспектива — но далекая
А у того паренька просто не было другого выбора: государство гарантировало здесь общежитие, стипендию да еще питание. Сироте капризничать не приходится.
Отучившись, получил специальность тракториста. А что дальше? Кому нужен тракторист, который, имея диплом, даже не сидел за рулем трактора — ну не на чем было учиться в училище. В селах и свои механизаторы да комбайнеры уже без работы. Взрослые мужчины давно потеряли квалификацию и надежду на то, что сядут когда-то за руль. А что говорить о новоиспеченном трактористе из бурсы?
К счастью, нашлись добрые люди, которые помогли всеми правдами и неправдами пойти на учебу в другое училище. Слезно просили не называть куда. Ведь все государственные льготы на бесплатную учебы парень вроде бы уже использовал. Так что пришлось директору нового ПТУ закрыть на все это глаза, подделывать некоторые справки — жаль парня, неплохой, к знаниям тянется. Да и в жизни ему не на кого больше надеяться, как на свои руки.
Вся эта история еще раз прокрутилась в голове, когда пришлось присутствовать на большой областной конференции, посвященной проблемам аграрной профориентации молодежи. Собрание было представительным: и власть, и руководители сельхозформирований, и работники образования — все вместе должны были придумать, как обратить молодежь к селу, где найти тех, кто станет высококлассными фермерами, трактористами, комбайнерами, агрономами...
Говорили много и правильно. И о том, что ребенка сызмала необходимо приучать любить землю. И что в сельской школе должен быть свой участок, где должны все овощи взрастать. И о хозяйствах, которые должны заказывать специалистов. И что зарплата у них должна быть высокая. И разные стимулы к труду...
А потом разошлись и почти каждый подумал: ой, не скоро все это будет.
Почему так? Да потому, что сложно готовить специалистов для отрасли, которая сама не знает, что с ней будет завтра. На каких уроках и с какого класса надо рассказывать детям о любви к земле, о необходимости выбрать сельскую профессию, когда перед глазами горький пример родителей, разбитые старые фермы, разрушенные хозяйства.
Когда агитирует сама жизнь
— У нас нет безработицы. И проблем с кадрами тоже, — гордо сказал руководитель сельхозкооператива «Луч» из Красиловского района Владимир Ковальчук. Но потом добавил: «Жаль, таких хозяйств в области едва полтора десятка наберется».
За более чем 45-летний стаж своего председательства Ковальчук хорошо знает, что такое кадровый голод. Ведь молодому руководителю в свое время приходилось начинать с хозяйства, где полгода не было руководителя. Хуже в районе не стоило даже искать. Так вот тогда начали с того, что ежегодно с десяток людей отправляли на учебу. Учили за средства хозяйства. Потом далеко не все возвращались в родительский дом, но количество все равно со временем перешло в качество.
Нынче хозяйство обрабатывает 6,5 тысячи гектаров своих и арендованных земель, содержит свыше 4 тысяч голов скота (такого стада в области больше не найдешь). И все это делается руками четырехсот работников хозяйства, почти половина из которых — молодежь до тридцати лет. Директор местной школы подтверждает: за несколько последних лет три десятка выпускников остались работать в хозяйстве механизаторами, водителями, животноводами. В зарубежье на заработки из кооператива уехал... один человек.
И агитировать никого особенно не приходится. Агитирует как раз жизнь. Стиль работы хозяйства. Прибыли, которые оно зарабатывает — в прошлом году реализация продукции составляла 16 миллионов гривен — и которыми делится со своими людьми.
Подобные примеры — как жемчужинки драгоценного опыта, которые непросто отыскать среди моря сельской безнадеги и бесперспективности. Если подсчитать, в области почти треть старшеклассников охвачены профильным обучением. Работники образования с гордостью рапортуют, что это третий показатель в государстве. Четвертая часть лицеев — аграрной направленности. В более чем четырех десятках школ имеются профильные классы с биолого-химическим, биолого-физическим и агрохимическим направлением. Если добавить к этому, что 87 процентов сельских школ имеют свои учебно-исследовательские участки, несколько сотен гектаров ягодников, садов, парники, теплицы, пасеки и мини-фермы, может сложиться впечатление, что шага не ступишь, не натолкнувшись на юного агрария, который со временем перерастает в высококлассного сельского специалиста.
А на самом деле реалии иные. Те хозяйства и компании, которые становятся на интенсивный путь развития земледелия и животноводства, кадровый голод ощущают быстрее всего и острее всего. Знаю, как представители одной из таких компаний, которая уже арендует в крае свыше 90 тысяч гектаров земли, практически на каждом собрании сельских громад предлагают работу. Для сельского люда такие предложения — настоящая неожиданность. Сначала они не могут ими нарадоваться. Но очень быстро становится понятно, что на работу идти некому: уровень подготовки механизаторов, комбайнеров, других специалистов оказывается не просто низким, а примитивным. Садить такого человека за руль современной техники, которая стоит сотни миллионов долларов, едва ли кто отважится.
Владимир Мищур из села Рудки, что в Дунаевецком районе, с гордостью рассказывает: «В селе нашлось только несколько мужчин, которых взяли на работу в компанию. Я живу в учительской семье, но по условиям труда да и заработкам едва ли кто-то из моих близких теперь может сравняться со мной. Сажусь за руль трактора в такой же одежде, как учитель идет на урок, —все чисто, аккуратно, удобно. Есть только одно основное требование: надо знать компьютерную технику. А еще — иметь хорошие навыки водителя и механизатора».
Именно эти «мелочи» делают большинство нынешних аграрных профессий чрезвычайно дефицитными. И никакая «глубокая профилизация» и «ранняя аграрная специализация» едва ли не с детского сада преодолеть этот дефицит не могут.
Современные кадровые тенденции на рынке труда становятся все прозрачнее и очевиднее: селу уже не нужно количество, оно ждет качества. А парадоксальность нынешней ситуации заключается в том, что, чем больше специалистов получают дипломы с сельскими профессиями, тем меньше их остается в селе.
Тяжело вспахать просвещенскую ниву
Если считать прагматически, вполне очевидно, что буквально несколько аграрных лицеев могли бы обеспечить трактористами, комбайнерами, животноводами, другими специалистами практически все действующие хозяйства. Ведь современные аграрные технологии дают возможность уменьшить количество рабочих рук не в десятки — в сотни раз. Только есть условие: качество подготовки в таких учебных заведениях должно быть на высочайшем уровне, с использованием тех же технологических новинок.
Но вспахать и пересеять просвещенскую ниву оказывается еще тяжелее, нежели черную пашню. Система профессионально-технической подготовки оказалась настолько неповоротливой, громоздкой, а к тому же еще и бедной, что надеяться на какой-либо технологический прорыв в ней весьма сложно. По крайней мере, в ближайшее время.
Правда, работники образования хвалятся: в прошлом году из 1973 выпускников, которые получили диплом соответствующих рабочих квалификаций, 1516 удалось трудоустроить по полученной специальности. У меня нет оснований не доверять статистике. Хотя, если ей поверить, то при таком ежегодном пополнении в области и речи не может быть о дефиците аграрных кадров. Но важно другое: скольким из этих трудоустроенных удалось продержаться на этой работе месяц, квартал, год... И еще: сколько из них смогли получить заработную плату? И какую?
Думается, ответы на эти вопросы могли бы стать наилучшей агитацией и профориентацией. И не нужно было бы сельского школьника направлять на путь истинный на школьном участке, рассказывая ему, как садить и пропалывать картофель. Разве сельского ребенка этому еще нужно учить на воспитательном часе?
Сама жизнь в селе заставляет их быть сообразительными. А вот какой должна быть система образования — об этом еще надо покумекать как следует.
Хмельницкая область.
 
Ирина КОЗАК.
Категория: Статьи | Добавил: ukr-selo (02.03.2008)
Просмотров: 802 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: