Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 29.04.2024, 21:01
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Категории раздела

Статистика

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Альтернативные источники энергии » Альтернативные источники энергии

Россияне увлеклись древесным топливом

В России началось активное строительство заводов по производству твердого древесного топлива - пеллет. По оценкам экспертов, у этого производства большое будущее, поскольку биоэнергетика с каждым годом занимает все более значимые позиции в малой энергетике. Пока, правда, это относится только к европейским странам, которым и будут поставлять большую часть своей продукции российские предприятия.

Объем древесных отходов на российских предприятиях лесопромышленного комплекса в зависимости от типа производства составляет 5-60%. Часть отходов утилизируется на самих предприятиях, часть вывозится, продается в виде щепы или сырья на производства целлюлозно-бумажного комплекса или выпуска ДСП. Однако по-прежнему многие предприятия никак не утилизируют отходы, и те остаются гнить на свалках и короотвалах. По различным оценкам, в энергетических целях в России технически возможно ежегодно использовать до 400 млн т (по сухому веществу) органических отходов. Эта цифра складывается из отходов сельскохозяйственного производства - 250 млн т, лесной и деревообрабатывающей промышленности - 70 млн т, бытовых отходов городов - 60 млн т и осадков коммунальных стоков - 10 млн т. Но пока в России осваивается только самое простое направление превращения отходов в топливо - производство древесных гранул.

Древесные топливные гранулы (пеллеты) - это небольшие цилиндрические прессованные изделия из древесины диаметром 4-12 мм длиной 20-50 мм, переработанные из высушенных опилок, стружки, древесной муки, щепы и древесной пыли. При сжигании гранул количество выделяемого углекислого газа не превышает объемов выбросов, которые образовались бы путем естественного разложения древесины. Кроме того, энергосодержание 1 кг пеллет соответствует 0,5 л жидкого дизельного топлива. Тонна древесных гранул выделяет при сжигании 5 тыс. кВт тепловой энергии.

Производители биотоплива из древесных отходов пришли на российский рынок несколько лет назад. Причем, по признанию директора по развитию ООО "Альтернативные топливные технологии" Леонида Васина (см. интервью), начинать им пришлось не с продажи оборудования для производства пеллет, а с просветительской работы. Первый год поставщики линий по переработке древесных отходов потратили на то, чтобы просто объяснить, что такое биотопливо и в чем выгода его производства. Сейчас о прибыльности такого производства уже знают многие, и продажи оборудования растут ежемесячно.

В России существуют программы, касающиеся развития возобновляемой энергетики. Так, в 2001 году правительством РФ была одобрена федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года, где есть раздел "Эффективное энергообеспечение регионов, в том числе северных и приравненных к ним территорий, на основе использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива". Согласно положениям этой программы, еще в 2005 году все виды возобновляемых источников энергии должны были заместить органическое топливо (нефть и газ) в объеме 2 млн т условного топлива, а в 2010 году - в объеме 3-5 млн т условного топлива. Пока что этот проект остается неосуществленным.

В Энергетической стратегии России до 2020 года возобновляемым источникам энергии дано определение "источник непрерывно возобновляемых в биосфере Земли видов энергии: солнечная, ветровая, океаническая, гидроэнергия рек, геотермальная, энергия биомассы и другие". Стратегическими целями использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива названы сокращение потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов (опять же нефти и газа), снижение экологической нагрузки от деятельности топливно-энергетического комплекса, обеспечение децентрализованных потребителей и регионов с дальним и сезонным завозом топлива, снижение расходов на дальнепривозное топливо.

Пока что из всех заявленных в документах целей постепенно достигается только одна - производство биотоплива. Выпускают его из отходов деревообработки, причем производство работает в основном на экспорт. Использовать древесное биотопливо на внутреннем рынке по-прежнему остается проблематичным.

Доля биотоплива в российской малой энергетике составляет всего 0,3%, поэтому о его полноценном использовании на всей территории России речь пока не идет. Пока что на пеллетах работают только частные котельные и небольшое число коммунальных служб в лесных регионах. Ну а ЕС в 2015 году планирует ее увеличить до 12% с нынешних 4%. Особенно заметна будет роль Швеции, у которой уже сейчас 80% теплоснабжения базируется на возобновляемых энергоресурсах. Именно на европейском рынке и будут востребованы отечественные топливные гранулы.

Однако несмотря на все преимущества, развитие биоэнергетики в России продвигается слабо. Производство древесных топливных гранул имеет смысл на пограничных территориях, рядом с портами и другими транспортными путями. Гранулы пользуются повышенным спросом в Европе, их главное преимущество: удобство транспортировки на большие расстояния. Пока что российские производители пеллет освоили только Северо-Западный регион, где произрастает порядка 60% лесов европейской части страны. По подсчетам отдела биоэнергетики некоммерческого партнерства "Лесопромышленная конфедерация Северо-Запада России", при нынешнем объеме производства лесопромышленного комплекса региона и использовании расчетной лесосеки в области древесной биомассы получается 16,3 млн кубометров отходов в год. Из этого объема можно получить около 4 млн т условного топлива. Сейчас суммарные мощности пеллетных заводов Северо-Запада превышают 200 тыс. т в год.

При этом, по словам координатора биоэнергетических проектов партнерства Ольги Ракитовой, эти мощности загружены только на четверть. "Прежде всего это связано с отсутствием сырья в месте расположения заводов, то есть было неправильно выбрано место для строительства,- говорит она.- Кроме того, есть проблемы с оборудованием, поскольку в большинстве случаев оно представляет собой смесь российских и европейских агрегатов. Также есть проблемы с высокой себестоимостью производства".

И все-таки Северо-Запад больше других регионов озабочен вопросом производства биотоплива. "Лесопромышленная конфедерация Северо-Запада России" при поддержке полномочного представителя президента в СЗФО Ильи Клебанова разрабатывает государственную концепцию и программу развития биоэнергетики в регионе. В ней запланированы перевод котельных на биотопливо и развитие сети заводов по производству древесных топливных гранул, в том числе и для увеличения доли экспорта на европейский пеллетный рынок. Карелия и Ленинградская область уже начали перевод котельных на пеллеты, но пока что это явление не носит массового характера.

Несмотря на все сложности, у российских бизнесменов появился интерес к производству пеллет. Сейчас на российском рынке работают три крупные немецкие компании, занимающиеся поставкой оборудования для такого производства, одна итальянская и одна американская, а также несколько отечественных производителей. Фирмы предлагают линии мощности от 500 кг до 4 т в час. Кроме того, уже в этом году планируется запуск трех заводов с участием денег из федерального бюджета. Так, в Томской области будет построено производство стоимостью 500 млн рублей с предполагаемой мощностью 500 тыс. кубометров пеллет и брикетов в год. В Сыктывкаре начнется строительство предприятия стоимостью 500 млн рублей мощностью 20 тыс. т в год. В Ветлужском районе построят завод за 110 млн рублей мощностью 50 тыс. т в год. На все проекты приходится 50 млн рублей госфинансирования.

Все эти мощности в основном будут обслуживать Европу. Однако для того, чтобы европейцы стали покупать отечественные пеллеты, необходимо соблюсти ряд требований, предъявляемых к их качеству. Дело в том, что у каждой страны-потребителя топливных гранул есть свой стандарт их качества. В Германии для гранул разработаны стандарты DIN и DIN plus, в Австрии - O-Norm, в Швеции - SS. В них подробно описаны уровень зольности, допустимый уровень коры и примесей в гранулах и теплотворная способность (см. таблицу). Соответствовать этим стандартам российским пеллетам непросто, поскольку оборудование для такого производства стоит недешево. А с учетом транспортировки на большие расстояния выпуск гранул становится просто нерентабельным.

Кроме того, думая о конечном потребителе, производитель пеллет должен правильно выбрать способ упаковки и транспортировки. В большинстве случаев гранулы, отправляемые на экспорт в Европу, отгружаются и доставляются без упаковки - насыпью. Этот способ существенно упрощает транспортировку и экономит деньги поставщика. Плюс к этому насыпная доставка дает возможность европейскому покупателю фасовать продукцию в соответствии с местными требованиями.

Есть еще способ упаковки в пропиленовые мешки. Эта упаковка выгодна при транспортировке на большие расстояния и защищает гранулы от физического воздействия. Существует еще довольно редкий вид упаковки пеллет в бумажные мешки по 10-20 кг. Как правило, в них перевозят пеллеты для частных потребителей, чтобы им было удобно использовать их для каминов, домашних печей и барбекю.

Что же касается транспортировки, то ее выбор зависит во многом от месторасположения завода и конечного потребителя. Самый экономически выгодный способ доставки пеллет - морской. Обычно при перевозке на судах гранулы отправляют навалом по 2-6 тыс. т в месяц. Расфасовкой в этом случае занимается покупатель прямо в порту назначения.

Есть свои преимущества и у самого дорогого вида транспортировки - автомобильного. Помимо того что именно таким способом пеллеты доставляются на небольшие расстояния, гранулы на машинах перевозятся, как правило, в бумажных или пропиленовых мешках. Эта упаковка не требует никакого специального оборудования для погрузки.

Железнодорожный транспорт - наиболее удачный способ для транспортировки насыпью внутри России. Он выгоден по сравнению с автотранспортировкой, однако имеет и свои недостатки: не у всех заводов по производству гранул есть подъездные пути и подвижной состав. Кроме того, загрузка крытых вагонов занимает много времени, а если загружать гранулы в зерновозы через верхние люки, то для этого потребуется специальное оборудование. Помимо этого, пока есть проблема со спросом на территории России, поскольку железнодорожные перевозки подразумевают большие объемы поставок, а больших ТЭЦ, которые будут заказывать пеллеты в промышленных масштабах, пока нет.

Впрочем, это не означает, что в России неэффективно строительство пеллетных ТЭЦ в не лесных регионах. По мнению Ольги Ракитовой, они выгодны там, где нет больших запасов леса и ископаемых ресурсов, где не развита деревообрабатывающая, лесопильная и лесозаготовительная отрасли. При этом ТЭЦ на пеллетах в лесных регионах госпожа Ракитова считает неэффективными. "Там выгоднее сжигать в котельных первичные отходы леса,- говорит она.- Если же транспортировка отходов до ТЭЦ превышает несколько сотен километров и использование мазута, угля или газа в регионе слишком дорого, то на такой территории пеллеты могут стать альтернативой традиционным вида топлива. В каждом случае необходимо проводить экономические расчеты исходя из местных условий и цен".

Источник: Коммерсант

Теплотворность и КПД использования различных видов топлива 
Теплотворность топлива (КВт/кг)
Мазут                     10,81 
Дизельное топливо 11,63 
Уголь                     4,65 
Опилки                   0,81 
Пеллеты                 4,8 
 
 
 КПД топлива (%)
Мазут                       65
Дизельное топливо   80
Уголь                       50
Опилки                    50
Пеллеты                  85
Категория: Альтернативные источники энергии | Добавил: ukr-selo (07.04.2008)
Просмотров: 1114 | Рейтинг: 3.5/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: