Продовольствие [101] |
Сельское хозяйство [109] |
За рубежом [80] |
Экономика и финансы [174] |
Политика [125] |
Земля [38] |
Село [41] |
Агропромышленный комплекс [28] |
Роскошь ржаного хлеба | 23:15 |
Ржаной хлеб, традиционно считавшийся основной пищей для бедных, уже давно превратился в настоящий деликатес. Именно таким он является во многих странах объединенной Европы. И, как утверждают хлебопекари, черная буханка стоит там не менее четырех евро.
Украинские цены на этот хлеб значительно скромнее. Но нет никакой уверенности, что такими они будут оставаться, ведь переработчики испытывают дефицит ржаной муки. Почему украинская рожь превратилась в экзотический продукт, остается непонятным.
Для Хмельнитчины проблема ржаной муки тоже одна из наиболее актуальных. Ведь, как свидетельствует статистика, почти 60 процентов краян покупают к столу именно этот продукт. Поэтому было бы вполне логичным видеть такое соотношение и в структуре посевных площадей. Но картина иная.
Еще несколько лет назад под рожь отводилось свыше 30 тысяч гектаров. А в прошлом году урожай собирали только с 19 тысяч гектаров. Если учесть, что пшеницу сеяли на более чем двухстах тысячах, разумеется, что соотношение явно не в пользу ржи. Последствий долго ждать не пришлось. Уже сейчас хлебопекарни ощущают недостаток сырья. За рожью бросились на Полесье и даже в Беларусь. Как рассказал заместитель председателя облгосадминистрации Владимир Кирилюк, пока государственные ржаные амбары не пустые. Области удалось получить из госрезерва десять тысяч тонн ржи. Остроту проблемы это несколько сняло, но не решило ее.
Прежде всего потому, что пекарни не очень устраивает предложенная цена. Даже тогда, когда зерно стоило 1,6 тысячи гривен за тонну, оно было доступным далеко не всем переработчикам. Теперь же, говорят, цена доходит и до 1,8 тысячи гривен, а какой будет весной, когда запасы закончатся, сложно предусмотреть. Понятно, удержать стоимость буханки черного на настоящем уровне непросто. Тем более, если учесть, что и теперь его рентабельность составляет буквально несколько процентов.
Раскрыть загадку ржаного дефицита попытались вместе с сотрудниками областного управления сельхозпрода. Но и там только руками разводят: ответ на вопрос, почему рожь оказалась в земледельческих пасынках, не найден. В то же время припоминают, что был приказ министерства, который обязывал увеличить ржаные посевы. Однако выполнить его так и не удалось. Ни один чиновник теперь не может приказать товаропроизводителю, чего и сколько тому сеять. А просто к дружеским советам прислушиваются все меньше. Говорят, все решает рынок и цены на нем.
Но и здесь не все понятно. Настоящая цена на рожь — одна из самых выгодных на зерновом рынке. Еще немного — и уже дотянет до рапсовой, которая считается едва не лидером. Но почему практически при тех же затратах рапс бьет все рекорды, а рожь превращается в аутсайдера, остается загадкой.
Вспоминаю разговор с руководителем одного из мощных хозяйств области из Полонского района. Здесь сеют все и много, стараясь получать выгоду от каждого гектара. А вот ржи в этом перечне нет, хотя в этом северном, уже полесском районе, казалось бы, все условия для этого. На мое искреннее удивление, почему, так же искренне отвечают: никто его не заказывал. Вот если бы был заключен договор еще с осени — никаких вопросов. А сеять на свой страх и риск хозяйство просто не хочет.
Одно из фермерских хозяйств этого же района все-таки собрало осенью ржаной урожай. Но большой выгоды из этого, к сожалению, так и не имело. Планировали оставить зерно на семена. Но этого не сделали, так как средств не хватало, ждать, пока рожь подорожает, было некогда, так вот и отдали его по минимальным ценам.
С подобными проблемами сталкиваются и другие хозяйства, когда вынуждены работать просто с колес. Денежный дефицит заставляет продавать собранный урожай практически сразу. В выигрыше остается тот, кто сумеет его скупить и придержать. Тогда все прибыли идут именно ему. Но при этом страдают и товаропроизводитель, и потребитель, который вынужден платить по максимуму.
Агрономы считают рожь культурой не весьма сложной и привередливой. Говорят, любит прохладный климат и полесские грунты. Этого и на Хмельнитчине, и в стране хватает. А вот рожь продолжает оставаться в дефиците. Хаотичные шаги на пути преодоления этой проблемы результатов не дают. Осенью в крае несколько увеличились ржаные посевы. Под культуру отведено 23 тысячи гектаров. Но и этого очень мало, чтобы обеспечить свою хлебопекарную промышленность таким сырьем.
Самой большой преградой аграрии считают отсутствие порядка на зерновом рынке. Работа на свой страх, только по личным договоренностям, остается основным регулирующим и планообразующим фактором. Отсюда — и постоянные перекосы. Сегодняшнее увлечение той или иной выгоднейшей культурой начинает давать о себе знать через несколько лет, когда другая практически исчезает с полей. А восстанавливать бывшие объемы оказывается очень сложно. Рожь хорошо иллюстрирует такую ситуацию. Несколько последних лет те, кто и хотел бы ее посеять, не сделали это еще и из-за того, что постоянно не хватает семян. А когда они и есть, то цена остается недоступной. Поэтому ждать ржаной прорыв вряд ли можно.
Правда, изменить ситуацию стараются сами хлебопекари. Компания «СТИОМИ-Холдинг», являющаяся одним из наибольших хлебопекарных предприятий области, планирует в нынешнем году значительно увеличить ржаные посевы. Причем сеять собираются новейшие сорта с неслыханной до сих пор урожайностью. В эти планы можно поверить, учитывая то, что компания является не только переработчиком, но и мощным сельхозпроизводителем. Но если намерениям и удастся осуществиться, то ржаная мука с этого урожая будет получена не менее чем через год. Прогнозы же к тому времени остаются малоутешительными.
Можно не сомневаться, ржаной хлеб не исчезнет с наших прилавков. Но гарантировать стабильность цен на него вряд ли кто-то возьмется.
Хмельницкая область.
Ирина КОЗАК.
| |
Категория: Продовольствие | Просмотров: 1113 | Добавил: ukr-selo | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |