Продовольствие [101] |
Сельское хозяйство [109] |
За рубежом [80] |
Экономика и финансы [174] |
Политика [125] |
Земля [38] |
Село [41] |
Агропромышленный комплекс [28] |
Россия ограничит режим свободной торговли в ответ на вступление Украины в ВТО | 23:23 |
Украина 16 мая 2008 года официально станет 152-м членом Всемирной торговой организации (ВТО). Условия вступления таковы, что они создают российским производителям в ряде отраслей серьёзную угрозу наплыва реэкспортируемых товаров. Реакцией российских властей на эту угрозу может стать ужесточение режима торговли с Украиной.
В ближайшее время в Украине ожидается утверждение законопроекта № 2351 «О внесении изменений в Закон Украины “О едином таможенном тарифе”», отражающего тарифные условия вступления украинской экономики в ВТО. Данный законопроект предполагает массивное снижение пошлин по многим товарным позициям.
Сравнительный анализ условий членства Украины в ВТО и ожидаемых условий членства Российской Федерации свидетельствует о том, что во взаимной торговле образуются существенные дисбалансы по уровню тарифной защиты по ряду товарных групп.
Во-первых, существенные различия будут наблюдаться в уровне импортных пошлин для спирта и алкогольной продукции. В частности, Украина с 1 января 2009 года понизит ставку импортной пошлины на этиловый спирт до 10% (а в 2011 году она должна быть снижена до 0%). Обнуление импортных пошлин к 2011 году должно произойти и для алкогольной продукции. При этом Россия в ходе переговоров отстояла запретительную пошлину на этиловый спирт в размере 100%, а её обязательства по пошлинам на алкогольную продукцию ожидаются на уровне 12%.
На сегодняшний день Россия не включает спирт и алкогольную продукцию в режим свободной торговли с Украиной. Таким образом, после обретения членства в ВТО условия поставок этих товаров на российский рынок не изменятся. Причём большая разница между уровнем украинских и российских пошлин фактически перечёркивает перспективы устранения этого изъятия из режима свободной торговли, о чём в течение долгого времени велись переговоры.
Во-вторых, после вступления в ВТО Россия сохранит за собой квотный режим импорта мясной продукции. И если по мясу крупного рогатого скота разница в ставках импортных пошлин между нашими двумя странами будет несущественной, то по свинине и мясу птицы российская внеквотная пошлина (30–50%) будет намного выше украинской пошлины в 10–15% (в Украине к этим видам продукции не будет применяться квотирование). Наиболее ожидаемой реакцией России на такое положение дел будет: жёсткий контроль страны происхождения товара, применение санитарных ограничений и возможное изъятие такой продукции из режима свободной торговли с Украиной.
В-третьих, значительная разница в уровне тарифной защиты между Украиной и Россией будет наблюдаться для бумаги, картона и прочей продукции деревообработки, мебели, а также продукции авиастроения. Здесь также следует ожидать ухудшения условий торговли Украины с Российской Федерацией.
В-четвертых, значительный дисбаланс будет наблюдаться в области продукции автомобилестроения. Условия вступления России в ВТО предполагают снижение уровня пошлин на ввоз готовых автомобилей с 25% до 15% в течение семи лет (причем их изменение будет происходить неравномерно, с резким скачком в конце переходного периода). В Украине же с 1 января 2009 года ставки пошлин будут снижены с 25% до 10%. Таким образом, в начале следующего года разница в уровне таможенного налогообложения транспортных средств в двух странах будет составлять 15 процентных пунктов.
На сегодняшний день экспорт автомобилей из Украины в Российскую Федерацию осуществляется беспошлинно и без количественных ограничений при условии подтверждения достаточно высокого уровня обработки (локализации производства) в Украине. Четкие критерии выдачи соответствующих сертификатов происхождения (форма СТ-1) содержатся в Решении Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года. Вполне вероятно, что российская сторона в ответ на вступление нашей страны в ВТО ужесточит контроль над достоверностью сертификатов происхождения, что может вызвать проблемы с оперативностью поставок автомобилей украинского производства на российский рынок.
Влияние закрытия российского рынка по вышеуказанным товарным позициям на украинскую внешнюю торговлю неоднозначно. Украинский экспорт свинины и мяса птицы в Россию практически отсутствует. Аналогичная ситуация складывается и с подавляющей частью ассортимента бумажной продукции. Однако существенная угроза создается для экспорта в Российскую Федерацию обоев (145,8 млн долларов США в 2007 году), бумажной/картонной упаковки (73,8 млн долларов США), этикеток (12,3 млн долларов США) и тетрадей (5,1 млн долларов США). Ещё одна большая угроза для украинских предприятий кроется в мебельной отрасли: объёмы экспорта продукции, по которой Россия может ужесточить доступ, в 2007 году составили 81,2 млн долларов США. Наибольшая угроза кроется в автомобильном секторе: экспорт легковых автомобилей в 2007 году составил 482 млн долларов США. Данная товарная продукция является одним из локомотивов роста украинского экспорта в Россию: согласно прогнозу Института изучения России, в 2008 году рост экспорта легковых автомобилей обеспечит около 3% всего прироста украинского экспорта в РФ.
Алексей Блинов
Источник: http://www.ii-rus.com/experts/54/
| |
Категория: Экономика и финансы | Просмотров: 991 | Добавил: ukr-selo | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |