Продовольствие [101] |
Сельское хозяйство [109] |
За рубежом [80] |
Экономика и финансы [174] |
Политика [125] |
Земля [38] |
Село [41] |
Агропромышленный комплекс [28] |
Добившись от США признания незаконности аннексии Гавайских островов, аборигены требуют теперь независимости | 00:20 |
А 1 мая 2008 года толпа сторонников независимости окружила бывший королевский дворец Иолани в Гонолулу, заявив, что теперь там будет работать «гавайское королевское правительство» во главе с Махеалани Кахау – наследницей правителей Гавайского государства, уничтоженного США в 1989 году. Удалить новую «королеву» из Иолани удалось лишь с помощью сотрудников ФБР, начавших расследование этого «антиамериканского акта».
Отметим, что место для протеста было избрано крайне удачно – дворец Иолани считается одним из красивейших зданий острова и принадлежит к числу главных достопримечательности Гонолулу. Кроме того, он и в самом деле является архитектурным символом гавайской государственности, независимости Гавайского королевства, существовавшего в XIX веке.
Вот так cтремлению США позиционировать себя как страну, несущую «знамя свободы» остальному миру, всякий раз мешают «скелеты в шкафу» американской истории, которые в последние годы приобрели привычку оживать, обрастая плотью и кровью. Краснокожие не могут простить американскому государству политики, проводимой под лозунгом «хороший индеец – мертвый индеец», мексиканцы – отторжения Техаса и Калифорнии, афроамериканцы выставляют счет за рабовладельческие порядки и сегрегацию. Казалось бы, этот список можно считать исчерпывающим, однако недавно появилась еще одна сторона, выдвигающая свои претензии США.
Это, как вы уже, видимо, поняли, коренные жители Гавайских островов, которым надоело быть экзотической витриной тихоокеанского туристического рая и которые, вопреки вековым усилиям Вашингтона, направленным на ассимиляцию, удалось сохранить историческую память и национальную идентичность. Таковых, правда, осталось немного – с 1898 года, когда США аннексировали Гавайское королевство, численность аборигенов уменьшилась с 85% до 19,2%, а считают своим родным языком гавайский вообще не более 3 тысяч человек. Вопрос, однако, заключается не в численности недовольных, а в тех крайне неприятных обвинениях, которые они предъявляют американскому государству.
Гавайское королевство, возникшее в начале ХIX века, уже к 1840-1850-м годам превратилось в высокоразвитое, по тогдашним меркам, государство, получившее международное признание со стороны крупнейших европейских держав. Его правители, одетые в европейские костюмы и принявшие христианство (Библия была переведена миссионерами на гавайский язык в 1826 году), установившие на островах парламентскую форму правления, создавшие сеть образовательных и медицинских учреждений, мало походили на «дикарей», которых, по тогдашним понятиям, надлежало бы приобщать к цивилизации через систему колониального господства.
К началу третьей четверти ХIX века Гавайские острова были куда более развитой страной, чем, к примеру, только вставшая на путь модернизации Япония. Однако США легко перешагнули через все условности цивилизационного характера, устроив на островах государственный переворот, высадив свои войска, а затем – присоединив в 1898 году самобытную независимую страну к своей империи. После этого гавайцы вплоть до начала Первой мировой войны забрасывали Вашингтон безукоризненными, с юридической точки зрения, обращениями на хорошем английском языке, пытаясь урезонить оккупантов, но все было безуспешно. США поступили с Гавайским королевством точно так же, как Франция – с Мадагаскаром, Британия – с Бирмой, которые на момент аннексии также были субъектами международного права. (В тот же ряд, кстати, могла попасть еще и Эфиопия, но колонизаторам в конце 1890-х – начале 1900-х годов помешала принципиальная позиция России.)
Мадагаскар и Бирма впоследствии освободились от колониальной зависимости, гавайцам же повезло гораздо меньше. Американские власти проводили в отношении аборигенов политику «мягкого геноцида», наращивая численность переселенцев и устанавливая запрет на изучение гавайского языка (он был снят лишь в начале 1970-х годов). Тем не менее, вплоть до начала 1950-х местные жители пытались сопротивляться и отстаивать свои права. В годы Второй Мировой войны сторонники независимости контактировали с Японией, а в 1948 году подняли восстание на острове Мауи, подавленное американскими властями.
Начиная с 1960-х гавайские национальные активисты поняли, что лучше сосредоточиться на легальных формах политической борьбы и сотрудничестве с Демократической партией США, пользующейся поддержкой этнических меньшинств. Эта тактика, в конечном счете, принесла свои плоды. При Клинтоне гавайцы добились, наконец, от Вашингтона признания незаконности аннексии. 23 ноября 1993 президент США подписал закон 103/105, перед этим одобренный конгрессом. В этом документе выражено «извинение коренным гавайцам от лица народа Соединенных Штатов за свержение власти Гавайского королевства».
Мотивы, заставившие демократическое большинство принять резолюцию, были, в целом, понятны. С одной стороны, дело объяснялось стремлением заручиться поддержкой коренных жителей острова на выборах губернатора и в местное законодательное собрание. С другой стороны, аннексия Гавайского королевства была, даже на взгляд не особенно склонных к исторической самокритике американцев, «испорченной» страницей их истории, отраженной не только в дипломатической переписке, но даже в мировой художественной литературе. Великий шотландский писатель и поэт Роберт Льюис Стивенсон, к примеру, посвящал свои стихи прекрасной гавайской принцессе Виктории Каиулани, отчаянно боровшейся за независимость.
Тем не менее, готовность американцев «покаяться» за проведенную аннексию имела свои границы. В закон был предусмотрительно вписан пункт о том, что резолюция не может служить основанием для предъявления претензий к США. Однако гавайские национальные активисты придерживались другого мнения, логично считая, что следующим шагом должно стать восстановление независимости Гавайского королевства.
Как заявила Махеалани Кахау, коренные гавайцы стали привлекательной рекламной витриной, глянцевым магнитом для американских богачей и иностранцев, но без надлежащих прав и возможностей. А недавно посетивший Литву гавайский национальный активист Кухио Вогелер (политолог, преподающий в Университете Гонолулу) заявил, что изучает… опыт выхода прибалтийских государств из состава СССР, дабы потом применить его на практике в своем отечестве).
Вот так принятая еще в 1959 году американским конгрессом (и, кстати, до сих пор не отмененная) Резолюция о неделе порабощенных народов» (Сaptive nations week resolution), обвиняющая «русских коммунистов» в оккупации 22 стран (включая КНР, Тибет, а также никогда не существовавшие «Идель-Урал» и «Казакию»), начинает бумерангом бить по Вашингтону.
Если независимость Литвы последовала после осуждения пакта Риббентропа–Молотова, рассуждают гавайские аборигены, то почему бы не провозгласить независимость Гавайского королевства на основании принятого конгрессом США закона 103/105?
Конечно, пока сторонников независимости на острове – меньшинство, но их число растет, причем не только за счет этнических гавайцев, но и потомков переселенцев из Китая и Японии. А в будущем пропагандисты этой идей рассчитывают увлечь ей и белых англосаксов.
| |
Категория: За рубежом | Просмотров: 1938 | Добавил: ukr-selo | Рейтинг: 3.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |